Портал Экологического мониторинга

Образования, транспортировки, переработки, утилизации, размещения отходов

РЫНОК УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ 2018 год.

Содержание

РЕЗЮМЕ

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
  2. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
  3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОТХОДОВ
  4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
    ОТХОДАМИ
  5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ: ИСТОЧНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРЕРАБОТАННЫХ ОТХОДОВ

Резюме

Вклад отрасли по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в валовый внутренний продукт Российской Федерации составил 0,08% в 2016 г. Согласно данным Росприроднадзора, в 2016 г. в РФ образовалось 5,4 млрд тонн промышленных и бытовых обходов. Это рекордный
показатель за последние годы, в полтора раза превышающий уровень десятилетней давности и на 7% – уровень 2015 г. Согласно статистическим данным, уровень полезного использования отходов вырос с 40% в 2006 г. до 60% в 2016 г.

Однако, несмотря на положительную динамику, вовлечение отходов в хозяйственный оборот нельзя расценивать как удовлетворительный.
Большая часть официальных данных иллюстрирует ситуацию с промышленными отходами, на которые приходится почти 90% от общего объема образования. В основном это отходы от добычи полезных ископаемых, относящиеся к V классу опасности: вскрышные и вмещающие породы, а также отходы обогащения (включая песок, глины, скальные породы, шламы и т.д.).

Здесь же наиболее высока доля повторного использования отходов (свыше 60%). На долю обрабатывающего сектора приходится 10% отходов всех классов опасности, образующихся в РФ. При этом в случае опасных отходов (с I по III класс), обрабатывающие производства
генерируют более половины от объема их образования. Наиболее отходоёмкими являются текстильные производства (5% от общего объема образования в 2016 г.) и металлургия (4%). Отходы обрабатывающих предприятий также в большинстве своем возвращаются в производственный цикл.

Ситуация с отходами потребления принципиально иная: анализ показывает, что утилизируется не более 10–30% отходов в зависимости от ценности фракции для рынка. Сложность анализа рынка отходов потребления заключается в отсутствии системы сбора достоверных данных об их образовании и использовании – приходится опираться на экспертные оценки и расчетные показатели. Так, согласно официальным данным, процент утилизации для группы отходов стеклянной тары превышает 90%, отходов шин и покрышек – 78%.

Однако, если ориентироваться на экспертные расчеты объемов образования отходов, а не данные статистической отчетности, то картина складывается менее оптимистичная. Сбору и утилизации в качестве вторичного сырья подвергаются, главным образом, отходы с
высоким уровнем ликвидности в сложившихся рыночных условиях. В первую очередь речь идет о ломе и отходах черных и цветных металлов, на которые, по оценкам экспертов, приходится большая часть рынка отходов. Так, внутреннее потребление лома черных
металлов, по оценкам WSA, находится на уровне 17 млн тонн при сборе в 21 млн тонн (разница отгружается на внешние рынки).

С точки зрения объемов образования в структуре отходов потребления значимым является сегмент пищевых отходов: около 35% в составе
твердых коммунальных отходов (ТКО), или 17 млн тонн. Однако в России их полезное использование развито слабо, в первую очередь, по причине отсутствия системы выделения их из состава ТКО; в основном они используются для комбикормов и удобрения земли, и то в
значительной степени речь идет об отходах сельскохозяйственного производства.

С точки зрения стоимости вторичного сырья и спроса на него крайне привлекательным для переработчиков являются рынок пластиков. Однако отсутствие отлаженной системы сбора полимерных отходов обуславливает низкую долю их извлечения и утилизации. Среди отходов,
рассматриваемых в данном исследовании, не самым прибыльным, но наиболее доступным сырьем является макулатура. По этой причине макулатурный рынок является флагманом российской отрасли утилизации отходов, находящимся на втором месте по емкости после
рынка лома. В 2017 г. российскими производителями было использовано 2,9 млн тонн макулатурного сырья, кроме того, 349 тыс.тонн было экспортировано за границу.

Коэффициент извлечения, характеризующий объем сбора отходов в РФ по отношению к объему образования, составил при этом 27% (то есть из 12 млн тонн пригодного для переработки бумажного сырья было собрано чуть более 3 млн тонн). На втором месте по значимости находится рынок переработки стекла с расчетным объемом потребления в 1,2 млн тонн (из которых на оборотную стеклотару, согласно официальным данным, приходится около 7–10 тыс. тонн, остальное – стеклобой). Коэффициент извлечения стеклянных отходов также
находится на достаточно высоком (с поправкой на российские реалии) уровне – 28%. Коэффициент извлечения пластиковых и резиносодержащих отходов существенно ниже (10–15%), что связано с тем, что большая часть этих отходов генерируется населением, а проще всего возвращать в оборот чистые промышленные и коммерческие отходы, и именно промышленные предприятия являются основными поставщиками вторичного сырья.

Расчетная емкость рынка пластиковых отходов составила в 2017 г. 461 тыс. тонн, при том что генерировано было более 3,5 млн тонн. С точки зрения типологии, в структуре образования пластиковых отходов наибольшую долю составляет различная упаковка, на втором месте – пленки, на третьем – ПЭТ-тара. Однако в наибольшем количестве собираются ПЭТ-бутылки: уровень коллекции превышает 20%, поскольку они проще всего идентифицируются и сортируются. Объем сбора резиносодержащих отходов, из которых более 90% приходится на автомобильные шины и покрышки, составил в 2017 г. 95 тыс. тонн – только 13% от суммарного объема образования. Из них 66 тыс. тонн было переработано в резиновую крошку, остальное пришлось на побочные продукты (металлический и текстильный корд). Объем образования
отходов электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО) в РФ, по экспертным оценкам, находится на уровне 1,2–1,3 млн тонн. Система учета образования и обращения с такими отходами в России развита слабее всего, поэтому сказать, какой процент отходов
утилизируется, сложно. Экспертные оценки варьируются в диапазоне 5–20%. Сегмент ОЭЭО является, вероятно, самым проблематичным на сегодняшний день, что связано со множеством факторов: сложности в сборе, производственная специфика, обусловленной
многокомпонентностью и разнородностью утилизируемых ОЭЭО, низкая степень проработки проблематики сегмента на законодательном уровне и др.

Важными показателями, характеризующими российский рынок отходов, являются объемы внешней торговли. Как уже было отмечено, для рынка макулатуры внешние рынки являются значимым направлением поставок (в 2017 г. на экспорт было отгружено 11% от собранного в
РФ макулатурного сырья). Для других сегментов доля поставок на внешние рынки не превышает 3%. Зато весомые объемы переработки приходятся на импорт (14% в случае резиновой крошки и 5–6% в случае стеклобоя и пластика).

Приведенные выше цифры в сопоставлении с мировым опытом позволяют сделать вывод, что Россия пока критично отстает от развитых стран по уровню выборки и вторичной переработки отходов (10–30% против более чем 60% в странах Западной Европы, США, Японии). Однако в
последние несколько лет прослеживаются позитивные тенденции. Во-первых, растет уровень сбора (+8 тыс. тонн за 2015–2017 гг. в случае ПЭТ-отходов). Во-вторых, изменяется система сбора и сортировки отходов: так, если в случае пластика в 2012 г. более 75% отходов для переработки были результатом «ручного труда» (хоть и дешевого, но малопроизводительного и малоэффективного), то в 2016 г. уже более половины сырья поставлялось мусоросортировочными комбинатами.

Также выросла доля промышленных отходов, отправляемых на переработку (в первую очередь за счет развития собственных перерабатывающих мощностей производителей, а также за счет развития сотрудничества с независимыми переработчиками). Раздельный сбор, который является основным источником сырья в развитых странах и позволяет существенно улучшить экономику бизнеса, в России
пока практически не влияет на рынок.

  • Основные факторы, влияющие на рынки вторичного сырья:
  • изменчивая динамика цен на первичные материалы;
  • стагнация спроса на конечную продукцию (продукты переработки);
  • изменения и доработки, вносимые в природоохранное законодательство;
  • повышение рублевой стоимости импортного вторичного сырья;
  • нехватка сырья для переработки.

Последний фактор является ключевым препятствием для развития рынка утилизации отходов. Невозможность обеспечить стабильные объемы поставок, без которых нельзя наладить эффективный бизнес, является следствием отсутствия эффективной системы сбора мусора и
недостатка сортировочных мощностей. Кроме того, до недавнего времени отсутствовали экономические и законодательные стимулы для повышения объемов вовлечения отходов в хозяйственный оборот. При этом полезное использование отходов – по сути, единственное
решение «мусорной проблемы», поскольку плоскостное размещение отходов как способ их оборота находится в критическом состоянии.

Сжигание мусора (даже с получением энергии) также нельзя рассматривать как альтернативу возвращению полезных фракций в оборот. В настоящее время ситуация в области обращения с отходами в РФ принципиально меняется, последние несколько лет стали знаковыми для этой сферы: была обозначена приоритетность вторичной переработки отходов, разработана стратегия развития, кардинально пересмотрено
законодательство. По сути, началось формирование новой отрасли.

Реформа включает в себя:

  1. подготовку и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом
    регионе страны;
  2. выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с
    отходами, включая создание необходимой инфраструктуры;
  3. установку тарифа по региону на услугу по обращению с отходами;
  4. создание современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов.
  5. Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение в регионах раздельного
    сбора мусора.

В Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной в январе 2018 г., в качестве основной цели обозначено формирование и перспективное развитие промышленности по обработке, утилизации и минимизации количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, с применением мирового принципа 3R (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы).

Указанная цель подразумевает под собой максимальное вовлечение отходов в производственный оборот, планомерное снижение количества отходов, которые невозможно утилизировать, а также обеспечение этой отрасли промышленности современным высокотехнологичным оборудованием. Предполагается, что в период 2016–2030 гг. объем образования отходов производства и потребления снизится на 8,8%, доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов вырастет с 59,6 до 86%. Доля зависимости от импортного оборудования к 2030 г. должна снизиться на 50 п.п. (до 10%). Таким образом, за 12 лет планируется не только создать отрасль по обращению с отходами на территории РФ, но и сформировать задел для экспортной конкурентоспособности соответствующего сегмента машиностроения, в настоящее время импортозависимого.

Объем финансирования мероприятий, предусмотренных Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, согласно приведенным в этом документе данным, оценивается в 5 трлн руб. Около половины необходимых средств планируется
привлечь от частных инвесторов, 25% – обеспечить в рамках расширенной ответственности производителей (включая экологический сбор), 10% – за счет средств платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за экологические нарушения.

Новый подход к обращению с отходами был отражен в изменениях, внесенных в законодательство. Знаковым документом стала новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая включала в себя:

  • новую терминологию (уточнено понятие «отходы», введены термин «утилизация»
    отходов и понятия рециклинга, регенерации и рекуперации и др.);
  • новые принципы обращения с отходами, определяющие направление развития
    отрасли (приоритет утилизации над сжиганием отходов и их захоронением);
  • новые регуляторные механизмы (запрет на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты; расширенная ответственность производителя; институт региональных операторов);
  • коррекцию полномочий органов власти и др.

В целом изменения коснулись множества законодательных документов и подзаконных актов, что можно считать огромным шагом вперед на пути ресурсосбережения. Можно ожидать, что принимаемые меры (такие, как рост нормативов утилизации товаров после утраты ими
потребительских свойств, запрет на захоронение полезных фракций отходов, определение утилизации отходов как единственно допустимого направления расходования средств экологического сбора, меры по развитию инфраструктуры и т.п.) будут способствовать росту
объемов переработки отходов. Однако остаются проблемы, которые могут сдерживать (а в
ряде случаев и препятствовать) развитию рынка утилизации. К ключевым моментам, нуждающимся в доработке, можно отнести следующие:

  • Важно ввести сопоставимость существующих классификаторов (ОКВЭД/ОКПД/ТН ВЭД/ФККО). Как минимум, необходимы переходные ключи, содержащие полный перечень товаров и услуг, попадающих под регулирование деятельности по обращению с отходами. Рационально также упрощение ФККО с использованием обобщенных группировок для отходов, имеющих схожие методики переработки;
  • Необходимо конкретизировать законодательство в области вторичных ресурсов, а также права собственности на отходы;
  • Важно определить приоритетность самостоятельного выполнения нормативов РОП крупными предприятиями. При этом ключевыми регуляторными мерами должны выступать не запретительные, а стимулирующие акты;
  • В официальных документах важно скорректировать целевые показатели, на которые должна ориентироваться промышленность по переработке отходов и на достижение которых должны быть направленные усилия федеральных и региональных властей. Помимо количественных показателей по ключевым сегментам (в частности, доли утилизации отходов), важно отразить в документах все проблемные группы отходов, с которыми предполагается работать (в частности, ввести отдельные целевые показатели по ОЭЭО).
  • Важно определить возможности использования инструментов поддержки производителями продукции из вторсырья, а также предприятиями,обеспечивающими решение проблемы с сырьевым обеспечением (раздельный сбор отходов, сортировка и т.п.). Также представляется целесообразным дополнительные стимулирующие меры для предприятий отрасли понижающий коэффициент ставок экосбора к товару из вторичного дополнительные налоговые преференции и т.п.);
  • Важно разъяснить приоритеты государственной политики в области термической переработки отходов (включая производство энергии из отходов и такие методы переработки, как пиролиз);
  • Форсированное развитие отрасли представляется невозможным государственного стимулирования рынков сбыта (в особенности, преференций при государственных закупках продукции из вторсырья);
  • Для успешного развития отрасли должна быть предотвращена монополизации рынка переработки отходов, в том числе государством;
  • В сфере налогового регулирования важно устранить препятствия для сбора вторсырья от населения во всех сегментах рынка. Также важно минимизировать риск двойного взимания средств за утилизацию отходов.

Возможности решения проблемы дефицита сырья видятся как в развитии сортировочных мощностей, так и в стимулировании раздельного сбора ТКО (коммерческого и бытового). Мерами законодательного стимулирования эффективного сбора ТКО могут стать:

  • Стимулирование (отмена НДФЛ, создание инфраструктуры «шаговой доступности», понижающие тарифы коммунальных платежей за вывоз сортированных отходов) и подготовка (повышение грамотности) населения к раздельному сбору отходов;
  • Стимулирование организаций и учреждений, образующих отходы, к раздельному их сбору (например, пониженные тарифы за сортированный мусор дифференцированные по видам отходам);
  • Развитие инфраструктуры по раздельному сбору отходов; совершенствование порядка организации деятельности по раздельному сбору отходов субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  • Введение ответственности за необеспечение условий для раздельного сбора мусора населением (на федеральном уровне, на уровне регионов, муниципалитетов и РО). Обязательства у бизнеса, граждан и власти должны быть взаимными.

Резюмируя, можно сказать, что произошедшие в РФ изменения создали предпосылки для выхода отрасли по обращению с отходами на качественно новый уровень. Привлекательность рынка для бизнеса связана в первую очередь с эффектом «низкой базы» и перспективами развития потребительских сегментов (особенно в случае принятия на государственном уровне решений, стимулирующих спрос на продукцию из вторичного сырья).

В связи с обозначенными приоритетами по развитию отрасли и изменением законодательства можно ожидать кардинального улучшения ситуации уже в ближайшей перспективе, однако для этого необходима серьезная совместная работа государства, бизнеса и населения.

Табл. 1. Сводная таблица показателей российской отрасли обращения с отходами

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Образование отходов
— объем образования, млн тонн 5,01 5,15 5,17 5,06 5,44
— изменение объемов образования, % 16,4% 2,9% 0,3% -2,1% 7,5%
Структура образования отходов по классам опасности
— неопасные отходы (V класс опасности), млн тонн 4,89 5,03 5,05 4,95 5,34
— опасные отходы (I-IV класс опасности), млн тонн 0,11 0,12 0,12 0,11 0,10
— доля опасных отходов в общем объеме образования, млн тонн 2,2% 2,3% 2,3% 2,2% 1,8%
Обращение с отходами
— размещение (хранение и захоронение), млн тонн 2,92 4,95 2,95 2,33 2,62
— использование и обезвреживание, млн тонн 2,35 2,04 2,36 2,69 3,24
в т.ч. использование, млн тонн н.д. н.д. 2,34 2,67 3,23
— изменение объемов использования и обезвреживания,% 18,0% -13,0% 15,3% 13,9% 20,8%
— отношение использованных и обезвреженных отходов к объему образования, % 46,9% 39,6% 45,6% 53,2% 59,6%

Источник: Росприроднадзор.

Табл. 2. Финансовые показатели деятельности предприятий, занимающихся обработкой вторичного сырья*

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Обработка вторичного сырья
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб. -312 -51 3 106 1 170 2 697
Выручка от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), млн руб.  

197 021

 

177 385

 

210 747

 

228 397

 

245 077

Рентабельность, % -0,2% 0,0% 1,5% 0,5% 1,1%
– в т.ч. обработка отходов и лома черных металлов
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб. -282 430 2 916 1 081 1 836
Выручка от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), млн руб.  

144 715

 

141 671

 

175 536

 

179 912

 

183 435

Рентабельность, % -0,2% 0,3% 1,7% 0,6% 1,0%
– в т.ч. обработка отходов и лома цветных металлов
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб. -369 -266 362 -16 565
Выручка от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), млн руб.  

35 483

 

21 259

 

23 616

 

36 354

 

40 883

Рентабельность, % -1,0% -1,2% 1,5% 0,0% 1,4%
– в т.ч. обработка неметаллических отходов и лома
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб. -178 -14 -226 71 296
Выручка от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), млн руб.  

3 663

 

5 280

 

5 601

 

8 415

 

9 102

Рентабельность, % -4,9% -0,3% -4,0% 0,8% 3,3%

* По крупным и средним предприятиям. Источник: Росстат.

Табл. Сводная таблица показателей рынка отдельных видов отходов продуктов переработки в 2017 г.

Вид сырья  Макулатура  Стекло  Резиносодержащие отходы  Пластики 
Ресурсная база  Бумажные отходы  Тара, листовое и пр. стекло  Шины, покрышки, камеры автомобильные  Все виды пластиков, включая упаковку 
Образование пригодного для переработки сырья  12000  4000  729  3600 
Сбор  3230  1130  95  350 
Коэффициент извлечения  27%  28%  13%  10% 
Рыночные показатели базовых продуктов переработки  Сортированная макулатура  Стеклобой (в т.ч.  необработанный)   

Резиновая крошка 

Дробленка, хлопья, гранулят и т.п.* 
Объем производства вторичного сырья**  3230  1130  66  350 
Экспорт  349  0,2  0,5  12 
Импорт  34  62,7  10,4  23 
Расчетное потребление вторичного сырья на внутреннем рынке   

2915 

 

1193 

 

76,2 

 

361 

* Любой продукт переработки, поступающий на рынок для использования в производстве конечной продукции.
** Объем переработки в случае стеклобоя принимается равным объему сбора отходов стекла за вычетом оборотной тары, в случае резиносодержащих отходов – за вычетом металлического и текстильного корда. Источник: ФТС РФ, Лига ПМ, Rupec, Текарт, ФГАУ НИИ «ЦЭПП», расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предмет исследования

В данном обзоре речь пойдет об отрасли обращения с отходами, которая в России в настоящий момент только формируется. Необходимость возвращения отходов производства и потребления в оборот очевидна как с точки зрения экологической безопасности, так и экономической целесообразности. Ресурсные циклы – один из базовых элементов концепции экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики), целесообразность которой нашла на сегодняшний день общемировое признание. Переработка различных фракций отходов заметно отличается по уровню рентабельности, энергосбережения относительно производства первичного материала, сложности технологических процессов и пр.

Подробно технологии переработки ключевых групп отходов, а также возможности их дальнейшего использования приведены в Приложении к данному исследованию. В основной части исследования проанализированы тенденции развития рынков отдельных видов отходов, а также отрасли в целом. В вводном разделе определена терминология, которая используется применительно к отрасли переработки отходов в настоящем исследовании, а также обозначены сегменты, которым отдан приоритет. Уточнить терминологию необходимо в связи с тем, что в последние несколько лет были введены существенные изменения в законодательство и нормативные акты РФ, касающиеся в том числе этой сферы. При этом в ряде случаев может возникнуть путаница, так как есть различия с терминами и определениями, используемыми в анализе связанных рынков в мировой практике и в прошлых исследованиях Института «Центр развития».

***

Термин «отходы» с 2015 г.1 включает в себя вещества или предметы, образованные как в процессе производства и потребления, так и процессе выполнения работ или оказания услуг. В России отходы классифицируются в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО)2, содержащим несколько тысяч наименований. В классификации отображается: состав отходов, источник, агрегатное состояние и физическая форма, а также
класс опасности:

  • 1 класс – чрезвычайно опасные (содержащие в своем составе ртуть, мышьяк,
    трихлордифенил, тэтраэтилсвинец и другие ядовитые вещества
    ртутьсодержащие лампы, гальванические элементы и др.);
  • 2 класс – высокоопасные (освинцованные медные кабели, аккумуляторы и т.д.);
  • 3 класс – умеренно опасные (бензин, дизтопливо, цемент, различные масла и т. д.);
  • 4 класс – малоопасные (нефтяные шламы, строительный автомобильные шины, отдельные виды пластиков, битум, содержащие бронзу, компьютерная и офисная техника, навоз т. д.);
  • 5 класс – практически неопасные (скорлупа, древесные стружки, упаковки из дерева, отдельные виды пластиков, зола, бумага, пищевые отходы человека).

Примечание.

1 Здесь и далее – в соответствии с положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
(с изменениями на 31 декабря 2017 года), если не указано иное.
2 Актуальная версия утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242

По происхождению отходы могут быть разделены на промышленные, коммунальные, медицинские, военные.

Промышленные отходы или отходы производства – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, а также образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в
данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т. д.

К отходам потребления относятся остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления, использования или эксплуатации. Особую санитарно-биологическую опасность представляют твердые коммунальные отходы (ТКО), образующиеся в результате жизнедеятельности людей.

Ситуация в различных сегментах рынка отходов имеет свои особенности. В данном исследовании акцент будет сделан на наиболее емких с точки зрения объемов образования, а также востребованных на вторичном рынке отходах потребления: пластиках, макулатуре, стеклобое, резиносодержащих отходах. Также будет рассмотрена ситуация на рынке т.н.
электронных отходов – одном из наиболее сложных с точки зрения сбора и переработки.

Ситуация на рынке лома, а также в прочих сегментах отрасли переработки отходов, включая промышленные, будет отражена кратко, поскольку они имеют отличную от перечисленных
выше рынков проблематику.

Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию (уменьшению массы отходов, включая сжигание), размещению отходов.

Предметом настоящего исследования является сегмент утилизации отходов, который включает в себя ряд секторов: источники отходов, сборщики (заготовители), переработчики (потребители полезных фракций), а также потребители продуктов переработки (резиновой крошки, полимерных хлопьев и т.п.). Учитывается также влияние внешней торговли (объемы, отгружаемые за рубеж и закупаемые в других странах).

Согласно действующей в РФ терминологии, утилизация отходов – использование отходов в производстве, выполнении работ, оказании услуг, включая:

  • использование отходов для производства товаров (продукции),
  • повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг),
  • их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация),
  • извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В литературе широко распространено использование термина «переработка» отходов применительно к сфере утилизации. В настоящем исследовании будет использоваться обозначение «переработка» применительно к дополнительной промышленной обработке отходов с получением вторичных продуктов (резиновой крошки, полимерных хлопьев и т.п.).

С одной стороны, это понятие шире, так как может включать в себя также термическое обезвреживание отходов. В экспертном сообществе нет единого мнения относительно того, считать ли утилизацией сжигание отходов с получением энергии – т.н. процесс waste-to-energy (WtE), поскольку результатом процесса является полезный конечный продукт.

Согласно разъяснению3  Минприроды, «в случае если сжигание отходов приводит к выделению энергии на квалифицированных генерирующих идентифицируется как утилизация отходов». В то же время в письме Росприроднадзора дается другая трактовка⁴. В мировой практике рекуперация энергии из мусора является широко распространенным, однако наименее желательным способом полезного использования отходов, который, тем не менее, однозначно лучше, чем захоронение.

У рекуперации энергии есть свои преимущества: мусоросжигающие заводы (МСЗ) в целом не нуждаются в предварительной сортировке мусора, поэтому являются хорошей альтернативой для решения проблемы отходов в странах, где раздельный сбор слабо развит. Технологии нового поколения позволяют минимизировать негативное воздействие таких предприятий на окружающую среду.

Также можно встретить обоснование эффективности получения энергии из ТКО исходя из логики возобновляемой энергетики, что, однако, некорректно в принципе (ТКО в большинстве своем не являются возобновляемыми ресурсами). Отдельный вопрос касается термических способов разложения отработанной продукции с получением топлива или
химического сырья (например, пиролиз). Пока существует проблема с трактовками этого вопроса. Позиция авторов настоящего исследования такова, что утилизация фракций отходов, которые можно использовать повторно, не включает в себя сжигание, поскольку приоритет утилизации над сжиганием закреплен законодательно, при этом акцент делается на
возвращении полезных фракций отходов в оборот. И именно повторное использование является наиболее целесообразным способом переработки отходов с экономической точки зрения.

При этом также важно отметить, что не совсем очевидна логика отнесения сжигания в целом к обезвреживанию отходов (в текущих российских реалиях сложно говорить о нулевых эмиссиях МСЗ в атмосферу). Однако этот сегмент отрасли обращения с отходами не является предметом настоящего исследования и будет рассмотрен только в рыночном контексте (как «конкурент» компаниям, занимающимся утилизацией).

Отдельно необходимо остановиться на терминах «рециклинг» и «рекуперация», а также «вторичное сырье/продукция». В международной среде общепринятыми являются понятия «рециклинг полимеров», «вторичные полимеры» и т.п. При этом технологический цикл обработки отходов, представляющий собой международной терминологии, в терминах 89-ФЗ скорее относится к рекуперации. А возврат брака и обрезков в производственный цикл – к регенерации.

Во избежание путаницы мы будем придерживаться общих терминов (переработка, утилизация). Что касается терминологии с использованием понятие «вторичное», то здесь нет единства даже в официальных документах (ФЗ, ГОСТах и пр.). В данном исследовании будут использоваться устоявшиеся обороты («вторичное сырье», «вторичные полимеры» и т.п.), подразумевающие под собой подготовленные к переработке в конечный продукт полезные
фракции отходов.

Примечание.

3 Разъяснение Минприроды от 16 мая 2017 года «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной»
ответственности производителей, импортеров товаров».
4 «При термической обработке отходов от использования товаров (сжигании отходов) происходит процесс
обезвреживания отходов. …Исполнение импортерами/производителями товаров нормативов утилизации
отходов путем их обезвреживания, сжигания и обеззараживания, термической обработки является
недопустимым». Из письма Росприроднадзора от 28.03.2017 № ВС-10-02-36/6393 «Об исполнении нормативов
утилизации путем термической обработки отходов».

Ниже приведены примеры товаров, получаемых из отходов (включая базовые продукты, получаемые в процессе обработки отходов, и конечную продукцию, получаемую на их основе). Более детальную информацию по источникам образования и способам утилизации по каждому из видов отходов можно найти в Приложении.

Табл. 4. Продукция на основе переработанных отходов

Сырье (вид отходов)  Вторичный продукт  Примеры продукции на основе переработанного сырья  Ключевые потребители 
Пластиковые отходы (тара, упаковочные материалы, строительные материалы, корпуса техники)  Дробленка, агломерат, гранулы, флекс  Пластиковая тара 

(для непищевых продуктов, за редким исключением), дренажные трубы, мусорные 

пакеты, нетканые материалы, пленки технического 

назначения, ведра и т.п. 

Производители ПЭТ- бутылок и др. полимерной упаковки, щетин для уборочной техники,  строительных материалов 
Резиносодержащие отходы (изношенные шины)  Резиновая крошка  Резиновая плитка, покрытия для стадионов, спортзалов и детских площадок, наполнитель спортивного инвентаря, прокладки для ж/д шпал, добавки в дорожном 

строительстве и др. 

Строительный сектор, госзаказы 
Текстильный корд  Применяется в строительстве (в виде утеплителя, шумоизоляции, при производстве шифера или армированного бетона), как наполнитель для спортивного 

инвентаря, матрасов, матов 

Строительный сектор, производители спортинвентаря 
Металлический корд  Армирующая добавка к бетону либо как сырье для переплавки  Строительный сектор, металлургические 

предприятия 

Макулатура  Прессованная сортированная макулатура  Эковата, санитарно- гигиенические изделия, гофрокартон, картон  Производители картона, санитарно-гигиенических изделий 
Отходы стекла  Сортированный стеклобой  Пеностекло, стекловолокно, стеклокристаллические 

материалы 

Производители стеклотары, строительных материалов 
Обработанная целостная тара  Оборотная тара  Производители напитков, продуктов питания и пр. 
«Электронные» отходы (отходы электронного и электротехнического оборудования – бытовой техники и приборов, 

компьютеров, телевизоров, промышленного оборудования и пр.) 

Сортированный/ измельченный 

пластик 

В соответствии с направлениями переработки пластиковых 

отходов 

Предприятия по переработке пластиковых 

отходов 

Платы и пр. элементы, содержащие 

драгметаллы 

Драгметаллы  Аффинажные заводы 
Фракции черных металлов  Переплавка для использования в производстве стальной 

продукции и т.п. 

Металлургические комбинаты 

Методология исследования и источники информации.

Аналитический обзор представляет собой кабинетное исследование отрасли обращения с отходами. В обзоре представлен анализ базовых показателей: образования, сбора, использования и внешней торговли целевых для данного исследования видов отходов (пластик, макулатура, стекло, резиносодержащие отходы, отходы электронного электротехнического оборудования). Подробно рассмотрены изменения в законодательстве и проведен анализ действующих механизмов государственного регулирования.

Базовыми источниками информации являются Росстат (ЕМИСС), ФТС РФ, порталы открытых данных Минприроды, Росприроднадзор (ЕГИС УОИТ). Официальная статистика образования и использования отходов в России ведется по форме 2-ТП (отходы). При этом объемы полезных фракций, образующихся в виде смешанных ТКО5 в указанную статистику по видам отходов не входят. В статистике учитываются только предприятия и организации, предоставляющие отчетность по установленной форме. Экспертные оценки в разы отличаются от официальных данных. В связи с этим для оценки рыночных показателей применялся метод экспертной оценки, основанной на корреляции данных из различных источников (официальных ведомств, отраслевых ассоциаций, аналитических агентств).

Ссылки на источники информации приводятся в тексте. Для анализа объемов и структуры внешней торговли использовались агрегированные данные ФТС РФ. При этом в ряде случаев проводилась дополнительная оценка на основе данных таможенных деклараций и экспертных комментариев, поскольку по различным причинам отходы и продукты их переработки ввозятся под кодами, соответствующими первичным товарам, и оперировать объемами, приводимыми в официальной статистике, некорректно.